Уи́льям Джеймс Мю́ррей (англ. William James Murray; род. 21 сентября 1950) — американский актёр, комик, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Лауреат двух премий «Эмми», «Золотого глобуса» и BAFTA. Наиболее известен по многолетнему сотрудничеству с режиссёром Уэсом Андерсоном, а также по ролям в фильмах «Охотники за привидениями» (1984), «Охотники за привидениями 2» (1989), «День сурка» (1993), «Ангелы Чарли» (2000), «Трудности перевода» (2003) и «Сломанные цветы» (2005).
Родился в Эванстоне, штат Иллинойс, 21 сентября 1950 года. Он был пятым из девяти детей в семье ирландских католиков Эдварда Мюррея (Edward Murray) и Люсиль Дойл (Lucille Doyle). Трое из его братьев — Джон Мюррей, Джоэль Мюррей и Брайан Дойл-Мюррей — также являются актёрами.
Родители-ирландцы отправили детей в иезуитскую школу, однако учёба Мюррея практически не занимала. Он рисовал карикатуры на учителей и играл в школьном театре. Положение не изменилось и тогда, когда Мюррей поступил на врачебные курсы в Университет Реджисаruen в Денвере, Колорадо. Билл Мюррей практически не бывал на занятиях, баловался марихуаной и нередко ночевал в полицейском участке. Однажды в Денверском аэропорту, когда он решил пошутить и заявил, что в его багаже спрятана бомба, охрана поспешила обыскать Мюррея, но вместо бомбы обнаружила марихуану. После этого случая его исключили из колледжа. Мюррей вернулся в Чикаго, где некоторое время перебивался случайными заработками, пока не попал в знаменитую чикагскую комедийную труппу «Second City».
Вскоре Мюррею предложили войти в основную труппу шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Эта передача завоевала такую популярность, что Мюррея пригласили в Голливуд. Первым успехом актёра стала роль второго плана в известной комедии «Тутси», после которой о Мюррее заговорили критики. А уже в 1984 году, снявшись в фантастической комедии «Охотники за привидениями», Мюррей вознёсся на самую вершину голливудского Олимпа. В середине 80-х, после нашумевшего комедийного блокбастера «Охотники за привидениями» и провала в прокате драмы «Остриё бритвы» Билл Мюррей взял четырёхлетний тайм-аут, во время которого изучал французский язык в Сорбонне. Вся четверка братьев-актёров Мюррей появляется в фильме «Новая рождественская сказка» (1988).
Успехом пользовались и последующие картины с участием Мюррея, особенно «День сурка». Мюррею удался образ слегка уставшего от жизни, ироничного и даже циничного, но в глубине души доброго и порядочного человека. В то же время после «Дня сурка» в карьере Мюррея наступил спад: следующие пять лет у него практически не было интересных ролей.
Билл Мюррей является автором вышедшей в 1999 году книги «История Золушки: Моя жизнь в гольфе» («Cinderella Story: My Life in Golf»), в которой наряду с автобиографической повестью он публикует эссе о своей любви к игре в гольф.
В конце 1990-х в карьере Мюррея начался новый этап: он начал исполнять драматические роли в независимом американском кино, снимаясь у таких режиссёров, как Уэс Андерсон («Академия Рашмор», «Водная жизнь») и Джим Джармуш («Кофе и сигареты», «Сломанные цветы»). Большим успехом для актёра закончилась съёмка в экзистенциальной мелодраме «Трудности перевода» (2003) о взаимоотношениях двух одиноких американцев — взрослого состоявшегося мужчины (которого и сыграл Мюррей) и молодой девушки (Скарлетт Йоханссон) — оказавшихся в чужой для них Японии; эта роль принесла Биллу «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».
Личная жизнь
25 января 1981 года Мюррей сочетался браком с Маргарет Келли. Их свадьба состоялась в Лас-Вегасе, после чего они провели повторную свадебную церемонию в Чикаго для их семей. У них родилось двое сыновей — Гомер (род. 1982) и Люк (род. 1985).
Мюррей оставил Келли ради Дженнифер Батлер, и они развелись в 1996 году. В 1997 году Мюррей женился на Батлер. У них родилось четверо сыновей — Калеб (род. 1993), Джексон (род. 1995), Купер (род 1997) и Линкольн (род. 2001). 12 мая 2008 года Батлер подала на развод, обвинив Мюррея в домашнем насилии, неверности, а также в зависимости от секса, марихуаны и алкоголя. Бракоразводный процесс был завершён 13 июня 2008 года.
10 интересных фактов о Билл Мюррей
Билл Мюррей родился на севере Чикаго и был пятым из девяти детей — со всеми вытекающими. Потеряв отца в возрасте 17 лет, Билл оплачивал собственное образование, подрабатывая кэдди (подносчиком мячей и клюшек для гольфа), пел в рок-группе, ходил в драмкружок и учился — недолго — на медицинском. А ровно 47 лет назад, в день своего 20-летия, Мюррей был арестован в чикагском аэропорту с пятью кило марихуаны — опрометчиво пошутив на эту тему в разговоре с соседом.
Отделавшись испытательным сроком, Билл принял приглашение старшего брата и присоединился к импровизационной театральной труппе, а еще через некоторое время переехал из Чикаго в Нью-Йорк, где его заметил Джон Белуши. Дальнейшее — история американской комедии: вчерашние дебютанты войдут в число первых звезд Saturday Night Live, где Билл проведет три с половиной сезона и заработает «Эмми» в качестве одного из сценаристов шоу.
В Голливуде Мюррея впервые заметили в 1979 году, в летней комедии «Фрикадельки», а вот в куда более требовательной роли легенды гонзо-журналистики Хантера С. Томпсона не оценили. (Подружившись со своим героем, Билл долго не выходил из образа — и много лет спустя признался, что Хантер до сих пор живет в нем.) Однако провал фильма «Там, где бродит бизон» ничуть не смутил Мюррея, тут же снявшегося в «Гольф-клубе» и «Добровольцах поневоле».
На роль любвеобильного парапсихолога в своем и по сей день главном хите «Охотники за привидениями» Мюррей согласился не только в память о покойном Белуши (которому она изначально предназначалась), но и чтобы гарантировать финансирование другого проекта, экранизации «Острия бритвы» Сомерсета Моэма, где Билл был одним из соавтором сценария и попробовал себя в амплуа драматического актера.
Неудачу «Острия бритвы» Мюррей пережил довольно болезненно — уехав изучать историю и философию в парижскую Сорбонну и смотреть архивное кино в тамошней Синематеке, а предлагавшиеся ему сценарии решительно игнорируя. Самоволка актера продлилась четыре года, зато после возвращения в профессию он выдал несколько хитов подряд, включая гениальный ромком «День сурка», где впервые заявил о себе теперешний Билл, любимый миллионами нежный циник.
Настигшую Мюррея актерскую зрелость одним из первых заметил начинающий режиссер Уэс Андерсон. Его «Академия «Рашмор» принесла Биллу несколько призов критиков, номинацию на «Золотой глобус» и лучшие рецензии в карьере, заодно став началом многолетнего сотрудничества, которое украшают такие жемчужины, как «Семейка Тененбаум», «Водная жизнь» и «Королевство полной луны».
Бесспорным пиком карьеры Мюррея стала роль в трагикомедии «Трудности перевода» Софии Копполы — писавшей сценарий, имея в виду именно и исключительно Билла, и заработавшей за него «Оскар». Блестяще сыграв стареющую кинозвезду, тоскующую в Токио на пару с юной Скарлетт Йоханссон, Билл ограничился первой (и все еще единственной) оскаровской номинацией — а также «Золотым глобусом» и премией BAFTA на сдачу.
Мюррей давно прославился на весь Голливуд как один из самых независимых от его законов и прочей шумихи актеров. У него нет агента, а вся связь с Биллом в основном сводится к сообщениям, оставляемым на его автоответчике. Упустив таким образом несколько интересных ролей, Мюррей настаивает, что найти его не в пример легче, чем написать хороший сценарий, и своей недоступностью в целом доволен.
Запомнившись феерическим камео в «Добро пожаловать в Zoмбилэнд» и принесшей ему «Эмми» ролью в мини-сериале «Что знает Оливия?», Билл и впрямь не жалуется на дефицит работы, но лучше всего нынешнему Мюррею удается роль Мюррея: сертифицированной иконы американской комедии и короля эпизодов из реальной жизни — вроде внезапного появления на свадьбе незнакомцев или ареста за вождение гольфкара в нетрезвом виде.
Гольф и бейсбол — две большие страсти Мюррея, являющегося совладельцем ресторана Caddy Shack во Флориде и нескольких бейсбольных команд по всей Америке. Билл из первых рядов наблюдал за историческим триумфом «Чикаго Кабс» и делит время между несколькими домами и шестью сыновьями от двух экс-жен, последняя из которых в свое время подала на развод с Мюрреем, приписав ему, в числе прочего, «болезненное пристрастие к сексу, марихуане и алкоголю».
Экранизация гораздо интереснее повести. Есть добавки от режиссёра. Достаточно динамично, несмотря на замкнутое пространство. Плюс интрига. Плюс Билл Мюррей
Джим Джармуш во всём великолепии. Смешное, страшное и в то же время невероятно красивое кино. Адам Драйвер и Билл Мюррей умопомрачительно милы и остроумны.
Для меня этот фильм открыл Софию Копполу. И я понял, что дочь обскакала папашку. Молодец. Мощный фильм. Билл Мюррей и Скарлет Йохансон просто великолепны.