Мартин Скорсезе родился в Куинсе, но очень скоро его родители, потомственные сицилийцы, переехали в другой район Нью-Йорка — Маленькую Италию, ставшую одним из первых и главных источников вдохновения будущего режиссера. Другими были его строгое католическое воспитание и собственно кино — с детства больного астмой и оттого обделенного многими из простых мальчишеских радостей Марти постоянно водили в кинотеатры.
Свой первый полнометражный фильм «Кто стучится в дверь ко мне?» Скорсезе написал и снял, когда ему не было и 25 лет. Сразу сформулировав некоторые из важнейших для него тем, молодой режиссер с ходу нашел и нескольких верных соратников — смонтировавшую почти все его картины Тельму Шунмейкер, еще одного новичка, актера Харви Кайтела, и кинокритика Роджера Иберта, первым объявившего дебют Скорсезе «великим моментом в истории американского кино».
Все остальные к этому выводу пришли чуть позже — если не после «Берты по прозвищу Товарный вагон», то уж точно благодаря «Злым улицам». Первая каноническая работа режиссера подарила Голливуду Скорсезе, каким мы его знаем: с кровью, кулаками и католическими комплексами, с лихим монтажом и рок-н-ролльным саундтреком.
А еще именно «Злые улицы» стали первым опытом сотрудничества Скорсезе и Роберта Де Ниро, сыгравшего у него, начиная с гениального «Таксиста», еще семь раз и тем самым заработавшего место в истории кинематографа и себе, и другу. Символично, что лучшая из этих ролей — в «Бешеном быке» — фактически спасла карьеру режиссера, пребывавшего в то время в глубокой депрессии и на дне кокаиновой аддикции.
Одним из самых недооцененных эпизодов биографии режиссера является его короткий, но впечатляющий заплыв на территорию черной комедии, вышедшие в середине 1980-х фильмы «Король комедии» и «После работы». Триумфально начавшаяся для Скорсезе декада проходила с переменным успехом: «Цвет денег», хотя и принес «Оскар» Полу Ньюману, был уныл, а «Последнее искушение Христа» рождалось в муках и долго отбивалось от критиков из церковных кругов.
Статус классика Скорсезе зацементировал, вернувшись к работе с Де Ниро и сделавшему им обоим имя жанру гангстерской драмы — «Славные парни» стали его краеугольным камнем, а «Казино» — вторым (после эталонного ремейка «Мыса страха») хитом режиссера в мировом прокате. Расслабившись, Скорсезе получал удовольствие от мелочей вроде документального телесериала об истории Голливуда и роли Ван Гога у своего учителя Акиро Куросавы — а вот с Де Ниро больше, как ни странно, не сотрудничал.
Между тем, последовавшие за «Казино» благородные провалы «Кундуна» и «Воскрешая мертвецов» убедили в том, что великому режиссеру Скорсезе необходима муза в лице нацеленного на величие актера, и, к счастью, ее поиски не были долгими. Дебютировав у Марти в «Бандах Нью-Йорка», в паре с самим Дэниелом Лей-Льюисом, Леонардо Ди Каприо не подвел режиссера еще ни разу, а прошлогодний «Волк с Уолл-стрит» повсеместно признан их первым совместным выступлением на уровне тандема Скорсезе-Де Ниро.
Не все знают, что вскоре после режиссерского дебюта Скорсезе подрабатывал монтажом документального «Вудстока», а роль Понтия Пилата в «Последнем искушении Христа», прежде чем достаться Дэвиду Боуи, предлагалась Стингу. Любовь режиссера к музыке известна, однако же, не всем: в его фильмах играли Крис Кристофферсон, Игги Поп, Дебби Харри, Гвен Стефани и музыканты The Clash, а в его фильмографии имеются клип «Bad» Майкла Джексона и пять документальных лент о музыке и музыкантах.
Дебютировав на ТВ еще в 1980-х, Скорсезе оказался одним из первых голливудских классиков, подавшихся на телевидение в разгар его теперешней «золотой эры». Успешно выступив в амплуа одного из продюсеров «Подпольной империи» , Марти исполнит аналогичные обязанности еще раз, причем сопродюсером заказанного HBO шоу о музыкальном бизнесе 1970-х является Мик Джаггер из The Rolling Stones, чьи песни звучат в фильмах Скорсезе немногим реже непечатных слов.
Восемь из дюжины своих оскаровских номинаций Скорсезе заработал как постановщик, что делает его самым титулованным из ныне живущих режиссеров. При этом с единственным «Оскаром» Марти — за режиссуру «Отступников» — Академия тянула так долго, что выглядела она практически как премия «за вклад». Зато снимающиеся у Скорсезе актеры свои «Оскары» получают уже сорок лет: первой была Эллен Берстин, очередным надеется стать играющий в «Молчании» Лиэм Нисон.
Список популярных актёров, режиссёров и сценаристов.