Андрей Рублев (фильм, 1966)

Андрей Рублев

Рейтинг

Оценка: 8
Голосов: 532

Оценкаimdb: 8 КП: 8.2
Жанр
драма, биография, история
Год1966
СтранаСССР СССР
Премьера
Россия27.11.2008
Бюджет$1 000 000
Кассовые сборы
в мире$0
США$0
В других странах$0
Blu-Ray12.04.2010
DVD11.01.2011
Длительность02:55

Сюжет фильма, чем закончился, смысл

Сюжет фильма в двух частях посвящён жизни иконописца Андрея Рублёва, состоит из вступления и восьми новелл и по времени охватывает первую четверть XV века. Действие последовательно развивается на фоне междоусобного соперничества за власть сыновей Дмитрия Донского — великого князя Василия Дмитриевича и «малого князя» Юрия Дмитриевича, а также на фоне борьбы православного христианства с остатками языческих верований.

Часть первая
Заканчивается XIV век. Северо-Восточная Русь. Небольшая группка энтузиастов-изобретателей из простого народа, во главе с Архипом и Ефимом, несмотря на протесты других людей, готовится к запуску с колокольни и полёту Ефима на самодельном воздушном шаре. Шар летит, но воздух из него выходит, и Ефим разбивается.

Скоморох 1400 г.
Подчинённое Великому княжеству Московскому Дмитровское княжество. Троица православных христианских монахов — Даниил, Кирилл и Андрей Рублёв — покидают Троице-Сергиевую лавру и направляются в Москву. Начинается ливень, и монахи, чтобы переждать непогоду, останавливаются под крышей большого хлева, где даёт представление бродячий языческий артист — скоморох. В своих частушках он высмеивает бояр, а затем насмехается над входящими монахами. Во время отдыха скомороха, его жестко задерживают и увозят подъехавшие княжеские дружинники. Монахи после дождя продолжают свой путь.

Феофан Грек 1405 г.
В Москве Кирилл знакомится с иконописцем мирянином Феофаном Греком — богобоязненным в своих взглядах, но разочарованным в людях. Феофан зовёт Кирилла в помощники для росписи дворового великокняжеского Благовещенского собора, тот принимает предложение, но просит, чтобы Феофан лично позвал его расписывать собор в присутствии Андрея Рублёва. Через некоторое время к монахам в Андроников монастырь прибывает посыльный от Феофана, но вместо ожидающего приглашения Кирилла неожиданно предлагает работу Андрею. Кирилл в порыве зависти и злости уходит из монастыря, поругавшись с настоятелем и обвинив в лицемерии других монахов.

Страсти по Андрею 1406 г.
Прогуливаясь в московском лесу со своим учеником Фомой, Андрей Рублёв встречает Феофана Грека и вступает с ним в спор о человечестве и тяготах жизни. При этом Андрей мысленно воспроизводит перед своим внутренним взором, в своём времени и окружающей обстановке, события Страстей Христовых и Распятия Христа.

Праздник 1408 г.
Вместе с наставником Даниилом и другими художниками Рублёв разбивает палатку на берегу реки. Андрей с Фомой, собирая дрова, слышат странные звуки. Андрей идёт на эти звуки и видит, как в глухой деревне отмечают языческий праздник — ночь под Ивана Купалу. Это праздник плоти: следуя древним обрядам, обнажённые юноши и девушки на глазах у художника купаются в реке. Одна из купальщиц пытается соблазнить Андрея, вызвав трепет в душе монаха. На следующее утро Даниил, понимая, что произошло ночью, после недолгих расспросов говорит Андрею: «Твой грех. Твоя совесть. Твои молитвы». И тут они снова становятся свидетелями жестокого нападения княжеских дружинников на язычников.

Страшный суд 1408 г.
Подчинённое Великому княжеству Московскому Владимирское княжество. Во Владимире Андрей Рублёв возглавляет работу по украшению храма московского и владимирского великого князя Василия Дмитриевича. Андрей наотрез отказывается писать жестокую сцену Страшного суда, так как не хочет запугивать страшными изображениями неграмотных простых прихожан. Данила приказывает читать выдержки из Библии о необходимости строгости к женщинам. Тем временем артель резчиков решает пойти украсить собор младшему брату великого князя Юрию Дмитриевичу в Звенигороде, но презирающий «малого князя» великий князь даёт приказание своим дружинникам догнать и ослепить ремесленников. Андрей поражён известием об ослеплении артельщиков. Однако, увидев укрывшуюся в храме от дождя и ещё более напуганную наивную местную блаженную Дурочку, он всё-таки решает вместо суда написать на стенах храма праздник. Дурочка успокаивается и идёт за Андреем.

Часть вторая
Набег 1408 г.
Великое княжество Московское уже двенадцать лет не выплачивает положенную дань в Золотую Орду. Войско золотоордынского полководца темника Едигея совершает карательный поход на Москву. Взяв в помощники подмосковную дружину, а во главе её — «малого князя» Юрия Дмитриевича, затаившего зависть и желание мести «великому» брату, татарский хан («царевич» Талыч) идёт с отрядом в набег на Владимир. Разрушив посад, воины заходят во Владимирский кремль, срывают золото с куполов храма, разбив двери, врываются вовнутрь, жестоко убивают и пытают укрывшихся там людей. Иконы Рублёва гибнут под сапогами татар и русских. Андрей, увидев, как один из нападающих, русский, пытается надругаться над блаженной Дурочкой, убивает насильника топором. Пытаясь спастись, погибает Фома. В живых остаются только Андрей и Дурочка. Пережив очередные ужасы окружающей действительности, Андрей Рублёв разочаровывается в людях и решает больше не заниматься иконописью. Ему чудится уже покойный Феофан Грек, которому он исповедуется в грехе убийства единоверца, и который, тем не менее, уговаривает Андрея не бросать творчество. Во искупление своего страшного греха Андрей берёт на себя обет молчания.

Молчание 1412 г.
Андрей Рублёв живет в Андроникове монастыре и соблюдает свой обет молчания, а Данила, по слухам, ушёл на север. При монастыре живет и подросшая блаженная Дурочка. Сюда же, после многолетних тяжких скитаний, снова решил вернуться и больной Кирилл, умоляя игумена принять его в обитель, тот вроде бы соглашается, но налагает страшную епитимью — 15 раз переписать Священное писание. Заезжий татарский отряд забавляется с монастырскими собаками, бросая им лошадиное мясо, и голодная Дурочка тайком пытается украсть кусок. Один татарский воин подшучивает над Дурочкой и разрешает ей съесть конину. Дурочке нравятся блестящие красивые татарские доспехи и шлемы, и татарин начинает соблазнять Дурочку шлемом и посулами взять её своей восьмой «русской женой». Андрей понимает, что татары хотят увезти Дурочку с собой и пытается отнять её у них, но она не может уже отказаться и плюёт на Андрея. Он молчит, не смея нарушить свой обет. Татары увозят Дурочку с собой, и Андрей, понимая, что, возможно, её обманут, чтобы позабавиться, жалеет её и в то же время переживает тяжкие минуты неблагодарности от той, которой он спас жизнь. В это время подходит оставшийся в монастыре Кирилл и пытается утешить Андрея.

Колокол 1423 г.

Московский и владимирский великий князь Василий Дмитриевич даёт указание отлить новый колокол для звонницы храма в разрушенном Суздале. Слуги князя тщетно пытаются отыскать хотя бы кого-то из колокольных мастеров. Единственный, кого им удалось найти, — это Бориска, сын одного из мастеров-литейщиков. По словам юноши, отец перед смертью поведал ему «секрет колокольной меди». Князю не остаётся ничего другого, как поручить неопытному парнишке отливку огромного колокола. Бориска, понимая всю ответственность поставленной задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Сложнейший заказ князя выполнен, и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу и проходит испытание. Бориска в слезах признаётся, что отец не передал ему никаких секретов, Андрей Рублёв, ставший свидетелем испытания колокола, наконец нарушает свой обет молчания и успокаивает юношу:

— Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать. Пойдём в Троицу, пойдём вместе…

Финальные кадры показывают в цвете крупным планом наследие Рублёва — иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу». Завершают фильм кадры пасущихся под дождём лошадей.

Трейлер

Стриминговые сервисы

В главных ролях

Оценка:
10.06.2021
Вдумчивый фильм, смотреть стоит Андрей Тарковский увлёкся временем Золотой Орды, как мне показалось, маловато рассказано о самом Андрее Рублёве. Сложно было творить нашим иконописцам в то время.... Как оказывается, Андрей Рублёв уже создал фреску Страшный Суд, а Микеланджело создаст её только через век, конечно, каждый в своём стиле. И у нас в России, и у них в Италии задумывались и создавали об одном и том же о вечных истинах
Оценка:
25.01.2022
Хороший фильм с уважением к разведанным страницам истории и существовавшим на тот момент представлениям. Название Андрей Рублёв , скорее повод, чем причина. Киноблюдо подано в традиционной рваной сервировке Тарковского. Фильм обильно инкрустирован странными мизансценами не относящимися к основному сюжету, которые даже к духу времени трудно отнести. Кто к ним морально не готов останется недоволен просмотренным.
Оценка:
12.08.2020
Хоть режьте, но меньше 5 звездочек Тарковскому поставить не могу, а уж Андрей Рублёв заслуживает во сто крат больше.
Оценка:
15.12.2022
Даже слов нет Это же Андрей Рублев Тарковского

Видео обзоры

Деконструкция. Клим Жуков о фильме «Андрей Рублёв» (1966)

Этот фильм в подборках
Похожие фильмы и сериалы
LikeFilm